Восточные славяне по-особенному относились к некоторым видам пресмыкающихся и крысам, земноводным и насекомым. Многих из них древние русские просто окрестили «гадами». Особенную нелюбовь народа заслужили лягушки, жабы и змеи. Они внушали чувство страха и стали центральными персонажами многих легенд и народных сказаний.
О рептилиях и насекомых
Не только сейчас уничтожение клопов в Ижевске выступает востребованной процедурой. В русской культуре принято издавна не любить комаров и стрекоз, муравьев и клопов и прочих насекомых. А также гусениц и червей, улиток и крыс. Поэтому и сегодня, едва заметив грызунов на своем участке, люди немедленно заказывают такие услуги, как дератизация мышей, крыс и кротов. Так называют комплекс мер, который не только способствует уничтожению взрослых особей, но и предотвращает новое проникновение грызунов на территорию, занятую человеком.
Кроме того, гадами, то есть поганью, люди называли ящериц и змей, лягушек и жаб, и даже рыбу с извилистой формой тела. К примеру, в русской культуре не принято есть угря. Хотя в народе и присутствует высказывание, согласно которому разрешено готовить угрей на Масленицу, если другой рыбы в водоемах нет. Ну, и еще гадами было принято называть персонажей народного эпоса – летающих змеев, которые могли иметь несколько голов (обычно три).
В народе все эти существа так или иначе связывались со злом. Считалось, что из-за подземного проживания эти гады связаны с самим дьяволом, а их тела в своих целях используют ведьмы и колдуны. Чаще всего высушенных гадов такие персонажи использовали для наведения порчи. И этот факт часто отображается в русском фольклоре, где, к примеру, Баба-яга варит в своем котле змей, лягушек и ящериц.
Противоречивое отношение к змеям
Однако змеи не всегда были только плохими, хотя обычно их не жалели. К примеру, у Даля есть строки, в которых говорится: «убившему змею, будет прощено 40 последних грехов». Поэтому умерщвлением занимался весь честной народ – от мала до велика.
Но нетрудно найти в фольклоре места, где змей, а особенно ужей, воспринимали в роли защитников. К примеру, существует следующее поверье. Если в доме поселится уж, то это хороший признак, говорящий о том, что в семье будет счастье. По этой причине нанесение вреда такой домашней змее считалось большим грехом. А образ ужа мог на себя примерять домовой, который следил за порядком, охранял домашних животных, отгонял различных вредителей. В части регионов России считалось, что убийство самца змея приведет к смерти хозяина дома, а самки, соответственно, к погибели хозяйки.
А еще в древней русской культуре есть много верований, связанных с ужами. Одни считали, что человеку, который хорошо относится к змее, та может подарить растение, способное воскрешать мертвых. В другом веровании это была особая трава, которая открывала любой замок. Еще одно поверье гласило, что сало, которое вытоплено из белой змеи, будучи намазанным на глаза, позволяет видеть спрятанные клады.
Но, конечно, в большинстве случаев от змеев не ждали ничего хорошего. В российском эпосе – былинах и сказках – змей обычно был воплощением зла. Он воровал молодых девушек, требовал платить ему дань домашними животными и т. д.
Двойственное отношение русских к пресмыкающимся нашло отражение в их представлениях про водную и огненную природу. Все гады, в том числе и змеи, тесно связываются с различными суевериями про дождь. Часто их появление в былинах было связано с началом бури. При этом змеи символизировали и огонь, который они направляли на деревни и встретившихся на их пути смельчаков-героев.