Основными причинами расцвета, который испытывала русская культура в первой половине XIX века, были стремления общественных сил к социальным реформам и подъём национального патриотизма.

Благодаря победе в Отечественной войне 1812 г., Россия стала величайшей сухопутной державой Европы. Огромный международный престиж страны, достигнутый в результате антинаполеоновских кампаний, мощные российские патриотические настроения сохранялись до середины 19 столетия.

Русская культура первой половины 19 века и реформы просвещения

Учреждённое в начале правления Александра I Министерство народного просвещения сделало возможным централизованное управление образованием. Школьный устав от 1804 г. предусматривал четырёхуровневую систему учебных заведений от начального до университетского, предназначенную для лиц всех сословий.

В соответствии с положениями устава были основаны несколько новых университетов, а также гимназии в большинстве губернских городов. Всё больше детей мелких чиновников, торговцев и особенно священников имели возможность получать образование. Вместе с уже европеизированным дворянством они начали формировать новую культурную элиту.

Литературные тенденции

Для России XIX век — один из самых плодотворных периодов не только в национальной, но и в мировой литературе. К началу 19 столетия, впитав лучшее из западных просветительских и образовательных течений, русские писатели и поэты выработали собственный светский литературный язык и были готовы создавать полностью оригинальные культурные произведения. Литература и критика выполняли такие функции, как философский, религиозный, эстетический анализ, которые в Европе обычно возлагались на отдельные дисциплины. Начавшийся 19 в. нередко отождествляют с наступлением «золотого века» русской поэзии.

Романтическая лирика В. Жуковского, положившая начало стихотворному элегическому стилю, оказала влияние на творчество К. Батюшкова, П. Вяземского. Особое место занимает литературное наставничество Жуковского в становлении величайшего российского поэта А. Пушкина. Изначально следуя пути своего учителя, в период творческой зрелости Пушкин в своих шедеврах в равной степени глубок в передаче лирических переживаний, философских раздумий, высокого гражданского пафоса. Став олицетворением русской поэзии, Пушкин занял место и национального культурного символа. Тесно связаны с ним были творческие единомышленники и друзья — А. Дельвиг, Е. Баратынский, А. Бестужев, Н. Гнедич.

Рядом с Пушкиным, продолжая традиции романтического реализма его поздних произведений, стоит Лермонтов. Тема «лишнего человека», поднятая им в «Герое нашего времени», находит ещё одно важное воплощение в пьесе А. Грибоедова «Горе от ума».

Основой творчества Н. Гоголя стал другой вид вид реализма — критический. Писатель мастерски владел всеми оттенками писательской палитры, будь то зарисовки быта Малороссии, обличение полнейшей нравственной пустоты обитателей уездных и столичных городов или мрачные размышления о судьбе «маленького человека».

Среди других представителей русской литературы, внёсших вклад в её становление в первой половине 19 в., — А. Островский, А. Сухово-Кобылин, Д. Григорович.

Музыкальное новаторство

Музыкальная русская культура в первой половине 19 века наполнилась романтическими тенденциями. Крупнейший представитель этого направления в оперном искусстве — А. Верстовский. Широкое распространение получил жанр романса, неразрывно связанный с русской поэзией и особенно со стихами Пушкина. Среди мастеров песенной лирики — А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов.

Принципиально новым этапом русской музыки начала 19 в. стало творчество основоположника национальной классики М. Глинки. Его лучшие оперы — «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» — определили дальнейшее направление, в котором будет развиваться музыкальная русская культура 1 половины 19 века.

В произведениях младшего современника Глинки, А. Даргомыжского, в 1840-1850 г.г. нашли отражение принципы критического реализма.

Архитектура и изобразительное искусство

Русская культура в начале 19 века, её главные тенденции определили дальнейшее развитие художественной жизни как ориентированное на возрождение национального наследия.

Масштабные архитектурные и реконструкционные работы после пожара 1812 г. проводились в Москве по проектам Д. Жилярди, О. Бове, А. Григорьева. В градостроительных мероприятиях отражаются новые интерпретационные подходы: классицизм конца 18 в. в первых десятилетиях 19 в. развивается в формах русского ампира.

В 1830-х г.г. Российская Академия художеств стала отправлять за границу своих учащихся. Самыми талантливыми из них были А. Иванов и К. Брюллов, известные своими монументальными историческими полотнами, а также глубоким психологизмом портретов.

В жанровых сценах, пейзажах обращались к обыденной жизни простых людей, образам русской природы живописцы Г. Венецианов, С. Щедрин, М. Лебедев. Духовный подъём, осознание самоценности личности нашли своё отображение в творчестве О. Кипренского, А. Тропинина.

Культурная жизнь России 1-ой половины 19 в. стала переосмыслением достижений европейской цивилизации. Объединение их с национальными творческими традициями создало мощный импульс для дальнейшего развития наук и искусств на российской почве.