В начале мая 1738 года Академия Русского балета имени Вагановой начала свой трудный путь подготовки и обучения профессиональных танцоров. Это заведение было создано во время правления императрицы Анны Иоанновны известным французом по имени Жан Батист Ланде и изначально было ориентировано только на балет. Ланде же стал первым членом преподавательского состава для первых двенадцати избранных детей. Среди них были не только девочки, но и мальчики. Все эти дети являлись выходцами из семей тех, кто служил при дворе.

В 1756 году Академия набрала популярность и трансформировалась в целую театральную школу. После смерти основателя школы Ланде его дело продолжили другие именитые французские танцоры и танцмейстеры, такие как Франц Хильфердинг, Доменико Анджиолини и многие другие. Академия стала многопрофильной. Здесь теперь преподавали не только классический балет, но и театральное искусство и танцы.

В 1801 году руководителем балетной части театра стал Шарль Луи Дидло, являющийся основателем использующейся и в наше время методики классического танца. Во время работы этого великого человека училище было переименовано в «Петербургское Театральное училище». В первые тяжёлые годы послереволюционного кризиса, когда было неясно, доживёт ли человек до следующего утра, Петербургское Театральное училище находилось на грани закрытия, так как денег не выделялось, а у самих учеников их не было. Однако люди искусства, не привыкшие сдаваться, упорные и отчаянно желающие вернуть академии её былое величие при помощи Наркома народного просвещения сумели сохранить свою Alma Mater и уберечь её от гибели. Немалую роль в этом сыграл Нарком Анатолий Лунчарский.